Методическая информация по теме занятия. Статистика – это общественная наука, изучающая количественную характеристику

Статистика – это общественная наука, изучающая количественную характеристику массовых общественных явлений, событий в их неразрывной связи с качественным содержанием для выявления общих закономерностей.

Санитарная статистика изучает вопросы, связанные с медициной, гигиеной, общественным здоровьем и здравоохранением. Выделяют три основных раздела:

Ø статистику здоровья населения;

Ø статистику здравоохранения;

Ø методологю статистики.

Состояние здоровья населения характеризуется тремя группами показателей:

1. Демографические показатели.

2. Показатели заболеваемости

3. Показатели инвалидности.

4. Показатели физического развития.

Статистика здравоохранения изучает деятельность медицинских учреждений и эффективность использования финансовых и материальных средств при оказании лечебной и профилактической помощи населению.

Предметом изучения статистики является статистическая совокупность, состоящая из однородных элементов общественной жизни с определёнными признаками сходства и различия в Методическая информация по теме занятия. Статистика – это общественная наука, изучающая количественную характеристику известных границах времени и пространства.

Например: население района, города, группа родившихся, умерших, группа больных, страдающих хроническими заболеваниями, группа обратившихся в поликлинику.

Объектом статистического исследования называется совокупность единиц изучаемого явления, о которых должна быть собрана информация.

Например: при переписи населения объектом наблюдения является совокупность людей, живущих на момент переписи, при изучении здоровья населения – население города, района, области или отдельные группы и т.п.

Единица наблюдения – это первичный элемент объекта статистического исследования, который является носителем признаков, подлежащих регистрации и учёту.

Например: каждый родившийся, каждый больной, каждый умерший.

Каждая статистическая совокупность может рассматриваться как генеральная или выборочная, в зависимости от целей исследования.

Генеральная Методическая информация по теме занятия. Статистика – это общественная наука, изучающая количественную характеристику совокупность состоит из всех единиц наблюдения, которые могут быть к ней отнесены.

Выборочная совокупность формируется специальными выборочными методами из генеральной.Особенностью выборочной совокупности должна быть её репрезентативность, то есть представительность всех составляющих её признаков по отношению к признакам генеральной совокупности.

Требования, предъявляемые к выборочной совокупности:

1. Должна быть типичной, т.е. обладать основными характерными чертами генеральной совокупности.

2. Должна быть достаточной по объёму (числу наблюдений), чтобы более точно выразить особенности генеральной совокупности.

Этапы статистического исследования.Статистическое исследование начинается с определения темы, цели и задач, которые ставит перед собой исследователь и включает в себя пять последовательных этапов:

I. Подготовительный.

II. Сбор статистического Методическая информация по теме занятия. Статистика – это общественная наука, изучающая количественную характеристику материала (статистическое наблюдение).

III. Разработка собранного статистического материала.

IV. Анализ полученных данных.

V. Внедрение в практику.

I этап - подготовительный.В нём формулируется гипотеза, цель, задачи, составляется план и программа статистического исследования.



Планисследования предусматривает определение объёма, времени, места исследования, сил и средств для его проведения и методики исследования.

Программаисследования является перечнем вопросов, на которые следует получить ответы при проведении данного исследования.

Выделяют три программы исследования:

1.Программа сбора материала. Это бланк, на котором сформулированы все вопросы, которые следует изучить у единицы наблюдения. В качестве статистических бланков могут быть использованы формы, утверждённые Министерством здравоохранения РФ.

2.Программа разработки материала. Она представляет собой Методическая информация по теме занятия. Статистика – это общественная наука, изучающая количественную характеристику макеты таблиц, в которых найдут отражение сведения, содержащиеся в регистрационных бланках. Различают три вида таблиц: простые, групповые и комбинационные.

В простойтаблице различается статистическое подлежащие - основной изучаемый признак ( например: отделение) и одно статистическое сказуемое - признаки, характеризующие основной изучаемый признак (например: число госпитализированных). – таблица 1.

Таблица 1.

Число больных, госпитализированных в отделениях больницы в 2010 году

Отделение Число госпитализированных
Пульмонология
Кардиология
Неврология
Эндокринология
Итого

В групповой таблицесуществуетодно подлежащее и два или более не связанных между собой сказуемых – таблица 2.

Таблица 2.

Возрастная и половая структура пациентов с болезнями органов дыхания в Челябинске за 2010 год

Возраст, пол Нозологи- ческая форма Возраст в годах Пол
0-19 20-29 30-39 40-49 50-59 60 и старше Все возрастные группы М Ж Оба Методическая информация по теме занятия. Статистика – это общественная наука, изучающая количественную характеристику пола
Пневмония
Бронхит хронический
Эмфизема
Астма, астматический статус
Итого

В комбинационной таблице при одном подлежащем должно быть два или более сказуемых, связанных между собой-таблица 3.

Таблица 3.

Половозрастное распределение болезней органов дыхания у пациентов г.Челябинске за 2010 г.

Возраст, пол Нозологи- ческая форма 0-19 20-29 30-39 40-49 50-59 60 и старше Все возрастные группы
М Ж М Ж М Ж М Ж М Ж М Ж М Ж Оба пола
Пневмония
Бронхит хронический
Эмфизема
Астма, астматический статус
Итого

3.Программа анализа материала.

II этап - сбор статистического материала (статистическое наблюдение).После составления плана и программы исследования приступают к сбору статистического материала (статистическое наблюдение). Для обеспечения Методическая информация по теме занятия. Статистика – это общественная наука, изучающая количественную характеристику однородности статистического материала при сборе его определяется единица наблюдения (счётная единица или единица регистрации).

Пример: при изучении объёма медицинской помощи, получаемой в течение данного года работником Н-ского завода, единицей наблюдения будет работник Н-ского завода.

Сбор материала может быть единовременным(например: перепись населения) или текущим(например: регистрация диагнозов в «Карте выбывшего из стационара» - форма № 066 по мере выписки больных).

По объёму статистическое наблюдение может быть сплошным, если регистрируются все единицы наблюдения, входящие в изучаемую группу (совокупность), и выборочным,если регистрируется только часть их.

Пример составления плана и программы клинико-статистического исследовании:.

Тема:«Отдаленные результаты оперативного лечения больных злокачественными новообразованиями Методическая информация по теме занятия. Статистика – это общественная наука, изучающая количественную характеристику легких».

Цельисследования: определить эффективность оперативного лечения больных со злокачественными новообразованиями лёгких.

Задачи исследования:

1. Определить состав больных злокачественными новообразованиями лёгких по полу, возрасту, локализации, стадиям болезни.

2. Изучить отдалённые исходы (состояние больных через 3 года) оперативного лечения.

Методика исследования: выкопировка сведений о больных со злокачественными новообразованиями, находившихся на лечении в стационаре в 2010 году, на карты выборки, последующая их разработка и анализ полученных данных.

Объём исследования: 100 пациентов со злокачественными новообразованиями лёгких, которым была сделана операция.(

Время и место исследования: 2010 год, стационарное отделение городского онкологического диспансера.

Кто проводил исследование:………….

III этап - разработка статистического материала.Разработка материала складывается из следующих элементов:

1. Контроль (проверка материала) – просмотр регистрационных бланков с Методическая информация по теме занятия. Статистика – это общественная наука, изучающая количественную характеристику целью исключения данных, имеющих дефекты, и дополнения недостающих сведений.

2. Шифровкапризнаков, имеющихся в регистрационных бланках. Если изучается общая заболеваемость населения различных возрастных групп по классам заболеваний, то на каждом регистрационном бланке ставится шифр возрастной группы, к которой относится больной, и шифр класса болезней.

Например:

Группировка по возрасту и номер шифра


Возрастная группа

0-14 лет

15-19 лет

20-29 лет

30-39 лет

40-49 лет

50-59 лет

60 лет старше

Шифр

1

2

3

4

5

6

7


3. Группировкаматериала производится в соответствии с программой исследования (например: по возрастным группам, полу, профессиям, классам болезней и др.).

4. Сводкаматериала состоит в подсчёте регистрационных бланков в каждой группе и занесении цифровых данных в таблицы, макеты которых были подготовлены при составлении плана и программы исследования. Однако в таблицах содержатся лишь Методическая информация по теме занятия. Статистика – это общественная наука, изучающая количественную характеристику абсолютные числа, которых недостаточно для сравнения, оценки результатов и выводов. В связи с этим определяются различные виды относительных величин.

5. Вычислениестатистических показателей. Существует четыре вида относительных величин (показателей):

Экстенсивныйпоказатель характеризует структуру явления, долю признака или распространение признаков в совокупности (например: структура смертности, заболеваемости, структура по возрасту или другим признакам). Измеряется в %.

Экстенсивный показатель = Часть явления х 100

Явление целиком

Часть явления – сумма единиц наблюдения с одинаковым признаком. Целое явление – сумма всех единиц совокупности.

Интенсивныйпоказатель характеризует частоту, распространённость явления в среде, его продуцирующей. В качестве основания берётся 100, 1000 или 10000. Единица измерения - промилле - 0/00, продецемилле - 0/000(пример интенсивных показателей:рождаемость, смертность, заболеваемость и т.д).

Интенсивный Явление показатель = ____________________________________ x Методическая информация по теме занятия. Статистика – это общественная наука, изучающая количественную характеристику основание Среда, которая продуцирует данное явление


Показатель соотношенияопределяет частоту признака в другой среде. В качестве основания берется 100, 1000, 10.000. Единица измерения промилле - 0/00, продецимилле - 0/000 (например, обеспеченность населения врачами, средними медицинскими работниками, койками.)


Показатель наглядностипоказывает во сколько раз или на сколько процентов изменилось изучаемое явление относительно своего начального уровня. Единица измерения процент - % или «разы».

Показатель Последующий уровень явления х 100 наглядности = Уровень явления, принятый за точку отсчета


5. Составлениеграфических изображений.

IV этап - анализ,заключается в логичном объяснении полученных числовых данных и выявленных закономерностей, предполагает наличие обсуждений полученных результатов.

V этап - выводы, предложения для внедрения в практику. Структура выводов должна соответствовать структуре задач исследования Методическая информация по теме занятия. Статистика – это общественная наука, изучающая количественную характеристику, ни одна задача не должна остаться не решенной и не отраженной в выводах. Предложения делаются всем исполнителям и руководителям иерархической лестницы организаций, сталкивающихся с решением проблемы, подобной теме настоящего исследования.


documentahmsmgv.html
documentahmstrd.html
documentahmtbbl.html
documentahmtilt.html
documentahmtpwb.html
Документ Методическая информация по теме занятия. Статистика – это общественная наука, изучающая количественную характеристику